Флагманской серии компании Mercedes-Benz S-Class уже более 55 лет. Не считая возрожденного в этом классе лимузина Maybach, S-Class — самое лучшее и самое передовое, что может предложить Mercedes-Benz. Как говорится, ничто не рождается на пустом месте: у легендарного «шестисотого» было немало достойных предшественников…

Великий Adenauer
История машин этого класса началась значительно раньше, нежели в их обозначении появилась литера «S». Так, в 1951 году немецкая компания представила первый, абсолютно новый автомобиль послевоенного периода — представительский Mercedes-Benz 300 с внутризаводским обозначением W186, более известный как Adenauer (в честь первого канцлера ФРГ, который использовал автомобиль как служебный).

Mercedes-Benz 300 был оснащен независимой пружинной подвеской всех колес, гипоидной главной передачей и распредвалом в головке блока цилиндров. В качестве силового агрегата использовался 6-цилиндровый двигатель рабочим объемом 2996 куб. см и мощностью 115 л. с. Впоследствии Adenauer укомплектовали автоматической КПП и гидроусилителем руля. В 1957 году вместо двух карбюраторов марки Solex была применена система впрыска Bosch, что позволило поднять мощность 3-литрового мотора до завидных, по тем временам, 160 сил.

По исполнению Mercedes-Benz 300 можно считать «родственником» таких престижных лимузинов, как Jaguar MkV/MkVII, Lancia Aurelia и даже Rolls-Royce Silver Cloud. «Трехсотый» выпускался в модификациях «купе», 2- и 4-дверный (!) кабриолет. Это — не считая многочисленных заказных вариаций. Автомобиль серии W186 выпускался более 10 лет — до 1962 года.

«Трехсотый» пионер
Однако Adenauer был всего лишь предысторией знаменитой серии «S». В 1959 году свет увидела абсолютно новая версия самого большого Mercedes, которой и присвоили ставший впоследствии эпатажным индекс S. Речь идет об автомобиле W112. В отличие от своего предшественника, этот флагман компании изначально был рассчитан на крупносерийное производство. К тому же, установка различных типов двигателей и дополнительного оборудования позволили существенно расширить круг покупателей Mercedes. Подобная тактика принесла компании ощутимые дивиденды: у нее отпала необходимость создавать разные кузова для разных сегментов рынка.

«Стодвенадцатый» предлагался в модификациях 220S с двигателем (110 л. с.) и 220 SE (120 л. с.). И на обе модели устанавливались идентичные 6-цилиндровые моторы рабочим объемом 2195 куб. см, однако на версии 220 SE использовался впрыск топлива, о чем и свидетельствовала литера «Е» (от нем. Einspritzung — впрыскивание). Несколько позже появилась модификация 230 SE, а в 1961 году — 300 SE/SEL. Литерой «L» (от нем. Lang — длинный) обозначались удлиненные на 10 см версии «трехсотого».

Внешне такой автомобиль можно было отличить по удлиненной задней двери, что подчеркивало высокий статус модели как машины для, как сказали бы сейчас, VIP-пассажира. К слову: именно на W112 впервые появились обозначения, применявшиеся на всех последующих моделях S-Class вплоть до 1993 года. Сначала использовалась 3-значная цифра, обозначавшая округленный рабочий объем в кубических сантиметрах. Затем следовала буква «S», которая указывала на принадлежность автомобиля к классу. Если двигатель был оснащен системой впрыска, добавлялась литера «Е». А если «Мерс» имел еще и удлиненную базу, — литера «L».

Mercedes-Benz 300 SE/SEL оказались на голову выше остальных «эсок» того времени: примерно как пресловутый «шестисотый» отличается от прочих W140. Прибавьте к этому дорогую отделку салона, максимум «фарша», а также двигатель мощностью 170 л. с. и потолком скорости в 200 км/час.

Родоначальник стиля
«Мерседесовская» серия W112 имела самый безопасный, на то время, кузов. Так, специальные сминаемые зоны (капот и багажник) при столкновении деформировались, поглощая энергию удара и сохраняя «жизненное пространство» для пассажиров. Прежде чем новинка пошла в серию, около 80 экземпляров W112 подверглись суровым тестам на столкновение. И это — на фоне того, что другие крупные автопроизводители вообще не проводили подобных испытаний.

Во внешности W112 доминировали прямые линии и углы. Большая площадь остекления, легкие стойки крыши и «летящий» силуэт символизировали отход производителя от дутых тяжеловесных форм 50-х годов. Своим новым стилем Mercedes-Benz опередил даже тогдашних законодателей автомоды из американского Детройта.

Своеобразным произведением искусства были вертикальные фары «сто двенадцатого». Под общим прозрачным колпаком прятались сложной формы отражатель и примостившийся вверху оранжевый поворотник. В 1959 году они были столь же яркой чертой, повышающей узнаваемость Mercedes, как сегодня — ракушкообразная оптика на S-Class серии W220.

Стоит отметить и то, что в модели образца 1959 года были заложены элементы дизайна, неизменные для всех моделей Mercedes-Benz уже более 25 лет. К примеру, вертикальные фары исчезли лишь в 1976 году (учитывая мелкосерийный «600-й», и вовсе в 1981 году). А характерная пластика боковин с подштамповками, видоизменяясь, существовала аж до 1993 года — когда был снят с производства «190-й» вариант. В те годы выкристаллизировался стиль компании: классический массивный радиатор, гармонично вписанный в кузов современной формы. Кстати, радиаторная решетка на W112 поднималась вместе с крышкой капота.

«Двухэтажный» W109
Новый взгляд на S-Class немцы продемонстрировали в 1965 году. Автомобиль получил заводской индекс W109; на первых порах он был представлен модификациями 250S, 250SE, а также 300 SE/SEL. В 1967-1968 г. семейство расширили вариантами 280S, 280SE «заряженной» версией 300 SEL 6,3. Последняя представляла собой шикарный лимузин с темпераментом спортивного купе. По сути, это был прародитель современных больших «спортсменов» или, как говорят немцы, «Der Sportlichen Luxus-Limousinen». В 1971 году свет увидела модификация 300 SEL 3,5.

W109 отличался консервативностью дизайна и больше тяготел к брутализму. Его форма излучала покой и основательность. В авто заметно крупнее стали задние фонари. Бамперы остались «двухэтажными», однако отныне получили мягкую накладку. Сильно выгнутое лобовое стекло напоминало предыдущую модель. Задняя стойка крыши, вместе с рамкой задней двери, получила плавное закругление и стала еще массивнее.

Самые «навороченные» версии W109 имели характерные передние фары, которые отличали их от более дешевых модификаций. Очертания оптики полностью повторяли стандартные, но, в отличие от последних, это была массивная хромированная обойма, в которой друг над другом были посажены две круглые фары. По краям обоймы вписали вычурной формы указатели поворотов. В середине 60-х мода на две расположенные друг над другом фары набирала обороты. Автомобили с «двухэтажными» фарами выпускали Ford Motor, Cadillac, Plymouth, Opel и другие. Однако столь оригинальными они были лишь у Mercedes-Benz.

«Автомобиль года”
Производство третьего издания S-Class (W116) было налажено в 1972 году и продолжалось 7 лет. Модели в «сто шестнадцатом” кузове были представлены версиями мощностью 160, 185 и 200 л. с. Чуть позже появилась модификация 450 SE/SEL. В 1973 г. Mercedes-Benz 450 SE стал победителем европейского конкурса «Автомобиль года”. Сразу скажем: ни до, ни после авто столь высокого класса не удостаивалось подобного титула. Удивляет и то, что 1972-1973 годы — самый что ни есть разгар известного нефтяного кризиса, а «450-й” явно не тянул на экономичный автомобиль, столь актуальный на тот момент. В 1975 г. гамма S-Class расширилась за счет модели 450 SE 6,9 с гидропневматической подвеской. А в 1977-м для североамериканского рынка немцы выпустили модификацию 300 SD, укомплектованную турбодизелем. Стиль нового S-Class — теперь это название компания официально закрепила за семейством «больших” моделей — радикально отличался от его предшественника. Ставка была сделана на стремительный силуэт: W116 был решен в стиле появившихся год назад родстеров SL и купе SLK. Седан позаимствовал у «родственников” не только общую концепцию, но и отдельные элементы. Во многом благодаря большой площади остекления автомобиль казался очень легким для своих габаритов, а колесные арки новой формы подчеркивали его стремительность.

Главным же отличием нового S-Class было исчезновение вертикальных фар; к тому же, теперь они не были соединены с облицовкой радиатора. Отныне оптика, растянутая по горизонтали, как бы «смыкалась” с радиаторной решеткой. На капоте отсутствовали сложные рельефные выступы — сохранилась лишь подштамповка под облицовку радиатора. По бокам фары заканчивались большими оранжевыми «поворотниками” с заостренными кверху концами. Новые задние фонари стали крупнее и растянулись в горизонтальном направлении. В таком виде (с незначительными изменениями) они использовались на Mercedes-Benz вплоть до 1985 года.

Радиатор W116 стал заметно шире и ниже. Отныне он нес на себе 3 горизонтальные хромированные полосы — как и на всех последующих моделях S-Class вплоть до 1994 года. Бамперы стали тонкими и оттого более изящными. Характерная для W116 деталь — заходящая на стекло внутренняя обивка задней двери, вычурно выгнутая в нижнем углу окна. Однако можно было сделать не просто новый, но при этом еще и красивый кузов. Так оно получилось, когда в 1979 году дизайнеры Mercedes-Benz представили очередную генерацию S-Class — знаменитый W126.

Эталон представительского класса
Новая пластика наружных панелей и применение современных материалов сочетались в W126 с классическими «мерседесовскими” элементами. Плавные формы соседствовали с гранеными подштамповками. Обновленный лимузин выглядел куда более солиднее, нежели его предшественник, но при этом он не утратил изящество и стремительность. Характерная особенность W126 — использование многополосных переходов. Если взглянуть на багажник, видно, как плоскость заднего крыла соединяется с ним через некую промежуточную «субплоскость”. В дальнейшем эта идея нашла воплощение в моделях W201 и W124, а также в дизайне автомобилей других марок — Mazda 323 Sedan, Ford Scorpio и т. д.

В «Сто двадцать шестом” заметно поубавилось хрома: исчезли блестящие окантовки передних и задних фар, наружные зеркала стали окрашиваться в цвет кузова, а ручки дверей получили черное цветовое оформление. В то же время, появились массивные хромированные вставки на верхней плоскости переднего и заднего бамперов. «Мерседесовский” радиатор теперь имел отчетливую границу снизу.

Своего рода фирменное ноу-хау компании — колесные колпаки. Предыдущие имели сложный орнамент, в котором никелированные окружности чередовались с окрашенными в цвет кузова. В центре композиции сияла внушительных размеров 3-лучевая звезда Mercedes-Benz. Подобная форма зародилась еще в 30-е годы. У W126 диски стали серебристого цвета с небольшой хромированной звездой посередине. Изготавливались они из пластмассы.

На первых порах «сто двадцать шестой” представляли следующие модификации: 280S, 280SE, 380SE, 450 SE/SEL и 500 SE/SEL. Первые две оснащались рядными «шестерками” рабочим объемом 2791 куб. см; все остальные комплектовались V8. В 1985 году гамма двигателей серьезно обновилась, и модельный ряд отныне представляли следующие версии: 260 SE, 300 SE/SEL, 420 SE/SEL, 500 SE/SEL и 560 SE/SEL. Карбюраторных модификаций не стало — теперь все моторы оснащались впрыском. В производство также была запущена версия 300 SDL с 3-литровым турбодизелем мощностью 150 л. с. W126 воплотил передовые технические решения своего времени: дисковые тормоза всех колес, ГУР и ABS, которые после 1987 года устанавливались на все модификации как элемент стандартного оборудования. Двигатели V8 комплектовались только АКПП. В декабре 1980-го на W126, впервые в мире, стали устанавливать по заказу надувные подушки безопасности. В 1981 г. в семействе нового S-Class, после долгого перерыва, вновь появилось купе. По тем временам автомобиль считался эталоном представительской модели: нестареющий, выдержанный в академическом «мерседесовском” стиле дизайн; более просторный, по сравнению с предшественником, салон. Наконец, это один из самых безопасных автомобилей 80-х годов.

Символ 90-х
В 1990 году, свет увидели первые экземпляры «сто сорокового”, по иронии судьбы ставшего героем многочисленных анекдотов. У наших покупателей автомобиль пользовался особой любовью. Во всяком случае, ни в одной столице мира нельзя было в то время увидеть столь впечатляющее количество W140-х.

Размеры S-Klasse W140 достигли рекордных величин: 5113х1886х1490 мм. Длина модификации SEL и вовсе составила 5213 мм. Полностью изменились и пропорции кузова: он стал клиновидным, с наклонными капотом и передком, с массивной задней стойкой и коротким высоким багажником. Окончательно исчезли подштамповки на боковинах, столь характерные для «больших” Mercedes с 1959 года — абсолютно гладкие борта, минимум декоративных деталей и никаких выступающих элементов. Коэффициент динамического сопротивления у W140 составлял 0,3 против 0,37 у «126-го». Практически исчез и хром: остались лишь тонкая окантовка вокруг боковых окон да характерная для S-Class хромированная накладка под звездой на крышке багажника.

Мнения по поводу дизайна автомобилей серии W140, получивших в народе (за свои громадные размеры) название «чемоданов”, были неоднозначными. Тем не менее, с точки зрения техники, оборудования, комфорта и безопасности они были вне конкуренции. Таковыми оказались и удивительные плавность хода, а также шумоизоляция салона. Последняя, помимо прочего, достигалась применением двойных стекол.

W140 выпускался в модификациях 300 SE/SEL, 400 SE/SEL и 500 SE/SEL. Венцом же всей гаммы стал легендарный 600 SE/SEL с 12-цилиндровым двигателем мощностью аж 408 л. с. Впервые в истории компании на серийном Mercedes-Benz нашел применение двигатель V12. Недаром производители подчеркивали, что «шестисотый” — это уже даже не S-Class, а совершенно самостоятельный автомобиль с самыми богатыми серийным оборудованием и отделкой салона. Чуть позже мощности двигателей V8 и V12 немного снизили, а модели «-300” и «-400” стали обозначать «320” и «420” соответственно. В 1992 году модельный ряд расширился за счет версий 280 SE и турбодизельной 350 SD. 1993 год привнес в обозначение S-Class несколько иной порядок букв и цифр. Если раньше модель с 5-литровым V8 и длинной базой обозначалась 500 SEL, то теперь — S500L. Литера «Е» исчезла за ненадобностью — отныне системой впрыска топлива оснащались все «Мерсы”.

В 1994 году S-Class подвергся рестайлингу. Новички отличались бесцветными поворотниками, новыми бамперами и измененной «кормой”. Однако самые заметные изменения коснулись «шестисотых”: для них сделали радиаторную решетку не с 3 горизонтальными полосами, а с 6-ю. На базе серии W140 начали производить новые купе. Их отличали большие фары с очень выпуклой сложной поверхностью, которые сильно заходили на верхнюю плоскость капота. Именно купе породили моду на так называемые «глазастые” автомобили. Впервые компания Mercedes-Benz отказалась от важной составляющей своего имиджа — рифленых оранжевых поворотников. В 1995 году на базе «шестисотого” сделали шикарнейший лимузин — 600 Pullman.

Новая серия W220, увидевшая свет в 1998 году, стала не столько продолжителем серии, сколько родоначальником нового, компьютеризированного поколения представительских авто, принеся с собой огромное количество приспособлений и новинок для повышения комфорта пассажиров и управляемости автомобиля, но, к сожеланию, забрав при этом надежность и монументальность, которой славился S-класс ранее. Однако это уже новейшая история, о которой мы расскажем в следующих статьях…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here